Тут рылся на просторах интернета и нарвался на любопытную стать!!! Как раз затрагивается тема вольфрама и свинца!
Эдуард Шкаран
(Журнал "Современная рыбалка", редакция доработанная для сайта ФРСХО)
Вольфрамовые грузы впервые появились у меня в апреле 2007, на береговом чемпионате Харьковской области по ловле спиннингом в Фигуровке. Тогда киевская команда «Современная рыбалка-1» взяла реванш после неудачного выступления на зимнем харьковском соревновании. Победа «СР-1» была обеспечена многодневными командными тренировками и серьёзной ревизией оснащения.
Чемпионы и их снасти оказались в центре внимания остальных участников чемпионата. И, как это часто случается, часть арсенала снастей победителей разошлась на подарки. Меня заинтересовала изящная новинка – вольфрамовый груз. По доброй воле и по собственной инициативе чемпионов, в мою коробку перебрались две шарнирные оснастки с вольфрамовыми грузами 2 и 5 граммов.
Спасибо Жене и Яну, я не смог удержаться от просьбы показать эту красоту поближе. С тех пор, похожие грузы использую регулярно, в основном грузы и головки собственного изготовления.
Интерес к этим грузам растёт у многих спиннингистов, хотя найти их в продаже трудно. Из готовых изделий чаще всего встречаются пули для техасской и каролинской оснасток.
В этом году в интернете появились предложения готовых джиговых головок до 10 граммов. Производство грузов - "чебурашек" (ушастиков) не намного сложнее, чем производство джиговых головок. Поэтому, наверняка, предложения грузов "чебурашек" появятся в ближайшее время.
Мормышки из вольфрама давно используются для подлёдной рыбалки. И рыболовы, применяющие вольфрамовые мормышки с пониманием того, для чего они нужны, давно не спорят о целесообразности их применения.
Чего стоит ожидать от применения джиговых головок из вольфрама… Расскажу о своём опыте применения вольфрамовых головок и грузов - чем они отличаются от свинцовых, для чего нужны и как избежать некоторых ошибок в их применении.
Домашние технологии
Головки для микроджиговых приманок.
Головки для микроджиговых приманок.
Мне удавалось найти в продаже нахлыстовые грузы весом 0,4 - 1,5 граммов и собирать головки для микроджига на крючках для джиговых головок, например, на крючках №12 - №8, которые "добывал" из готовых свинцовых головок. Пример использования крючка №12 из готовой головки на фото 2.
Головки, собранные из крупных мормышек.
Иногда в продаже встречаются большие мормышки, из которых головку сделать проще всего. Если в отверстие для лески вставить обломок крючка с колечком, предварительно смазанный эпоксидным клеем, через несколько часов получается джиговая головка. При необходимости, можно круглогубцами исправить изгиб крючка. На фото 3 изображены исходные материалы и готовая головка весом 4,5 грамма с крючком №6.
Самые большие мормышки, которые я встречал, были весом 7 граммов с крючком №4. Основные требования к мормышке: острый крючок (что бывает редко) и наличие отверстия для лески (не петля).
Мормышки с петлёй (отогнутым ушком крючка, с нахлыстовым крючком), редко удаётся применить для ловли джиговыми проводками.
У мормышек, изображённых в верхнем ряду рисунка 1 («а»), петли крючков расположены не совсем удачно для ловли спиннингом. Такие мормышки могут использоваться только для волочения приманок по дну или для равномерной проводки у поверхности воды. Из-за смешения петли на грузе в сторону удилища, при ступенчатой проводке, приманки с собственной игрой (твистеры, виброхвосты ...) плохо "заводятся" в фазе падения. Варианты «б», в нижне части рисунка подходят в качестве готовой микроджиговой головки.
Некоторые рыболовы перепаивают крючки, заменяют из на более острые и крупные.
Можно вместо головки изготовить "ушастый" груз. Паять должен специалист - операция деликатная а пайку нужно обеспечивать с первого раза.
Зачем, когда и почему
Мне приходилось слышать разные мнения о целесообразности применения вольфрамовых грузов. Самое распространённое мнение по поводу того, чем интересен вольфрам - приманки с вольфрамовыми грузами удаётся дальше забросить и они быстрее погружаются на дно, чем со свинцовыми грузами того же веса. Такого мнения придерживаются некоторые спиннингисты, хотя выигрыш в дальности заброса и скорости погружения не настолько велик, чтобы считать его главным преимуществом вольфрамовых грузов и головок.
Ожидание значительной разницы в этих свойствах (заброс и погружение) возникает у рыболовов из опыта подлёдной ловли с вольфрамовыми мормышками.
При ловле со льда, мормышка из вольфрама тонет намного быстрее свинцовой, потому что:
- диаметр вольфрамовой мормышки меньше, чем диаметр свинцовой того же веса;
- толщина мотыля, как правило, меньше диаметра мормышки,
- леска бывает очень тонкой и уходит в лунку вертикально, без поперечной составляющей движения.
При ловле спиннингом, главную роль в ограничении дальности заброса и скорости погружения в воде играют сопротивление шнура и сопротивление приманки.
После падения приманки на воду, шнур, погружаясь, тонет поперёк воды и его сопротивление, в значительной мере, определяет скорость погружения приманки. Поэтому, не стоит ожидать от вольфрамовых головок очень быстрого погружения. Я бы не сказал, что это недостаток для ловли джигом.
При забросе, шнур движется в воздухе продольно, но разница в дальности может быть заметной в случае, когда используется тонкий шнур и когда толщина приманки (твистера) не превышает диаметра головки или груза. Я не измерял эту разницу, но, думаю, что можно достичь выигрыша в забросе не больше, чем на 5 – 8 метров в «дальнем бою».
Спиннингисты, хорошо знакомые с вольфрамовыми головками, применяют их не для того, чтобы дальше забросить или быстрее утопить приманку. Интереснее другое – можно увеличить количество поклёвок и их качество. Иногда вольфрамовая головка позволяла мне добиться клёва, когда со свинцовой совсем ничего не получалось. Чаще можно заметить, что клёв средней интенсивности заметно улучшается. Причины такого действия вольфрама понятны не всегда, но эффект имеет место.
Похоже на ситуацию с блёснами - на медные блёсны рыба клюёт лучше, чем на стальные. Многие об этом знают, а почему - я никогда не слышал внятного объяснения, почему так бывает. Я подробно опишу отличительные черты вольфрамовых головок. Использовать эти отличия нужно, по обстоятельствам ловли.
Сегодня я вижу четыре важных отличия вольфрамовых грузов от свинцовых, обусловленных различиями физических свойств свинца и вольфрама. Каждое из них может оказывать влияние на клёв рыбы, в зависимости от условий ловли. Обсудим их здесь: твёрдость, оптические свойства некоторых покрытий, плотность и гальванические особенности вольфрамовых грузов.
Чтобы уменьшить количество текста и упростить его восприятие, я постараюсь избегать выражений "чаще всего", "как правило", "для большинства рыб" и т.п. Будем считать, что большая часть моих наблюдений и выводов не категоричны, многие преимущества или недостатки свойств свинца и вольфрама охарактеризованы с оговоркой "чаще бывает так".
Твёрдость вольфрама не является очевидным преимуществом. И мало кто обращает внимание на это качество. Вспомним, как при выборе шумящих воблеров, многие из нас трясут приманку и оценивают погремушку на слух.
Когда на дне водоёма ракушка или камни, звук от падения на дно вольфрамового груза более звонкий. Такой звук может привлечь окуня и судака с бόльших расстояний. И это может усилить клёв, если ловить с одной "точки" не слишком долго.
Оптические свойства покрытий.
Примерно, половина вольфрамовых грузов, мормышек и головок имеют зеркальное покрытие. Чаще покрытие бывает бесцветным (хром) или золотистым.
Для нас превычен стереотип: "блестящий, значит заметный". Поэтому многие спиннингисты избегают блестящих деталей в джиговых оснастках. Однако «блестящее» не всегда является синонимом «заметное».
Свои первые вольфрамовые головки для микрождига я делал из грузов с золотистым покрытием. Использовал их только во время соревнований (потому, что дефицит). У меня было подозрение, что блестящий груз будет отпугивать рыбу, которая во время соревнований становится ещё более осторожной. Я окрашивал часть блестящих грузов перманентным маркером в зелёный или коричневый цвет. Оказалось, что зря - на головку с блестящим грузом клюёт лучше.
Причин может быть две.
Первая очевидна. Небольшой солнечный блик на зеркальном шарике не воспринимается хищными рыбами как признак опасности, скорее привлекает. Так же, как блеск чешуи малька.
Блик на шарике не может сильным и ослеплять рыбу, потому что поверхность шара выпуклая. Поэтому, не стоит ориентироваться не аналогию с полированными блёснами в солнечный день. Отражение солнца от вогнутой поверхности полированной блесны может фокусироваться и отпугивать рыбу. Выпуклая поверхность блестящего шара – совсем другое дело.
Вторая причина может кому-то показаться парадоксальной. В общем случае, блестящий шар менее заметен для рыбьего глаза, чем матовый. Например, золотистый шарик с зеркальной поверхностью заметен меньше, похожий матовый.
Традиционные жертвы хищников плотва и уклейка светлые и блестящие, и это одна из форм камуфляжа.
На шарике может быть виден небольшой блик, и мы можем хорошо видеть его в воде на фоне дна. Однако мы видим не шар а только маленький блик, догадываясь что это и есть блестящая головка. Основной объём зеркального шара отражает окружающую обстановку и сливается с ней. Если рыба оказывается не над приманкой, а ниже приманки или сбоку, она может совсем не видеть блика.
Весь шар ещё труднее разглядеть одним глазом, когда он сбоку от рыбы, особенно, при наличии блика. Похожие причины мешают фотографировать зеркальные и блестящие объекты – у камеры возникают проблемы автоматическим наведением на резкость изображения.
Когда зеркальная головка долго используется, на ней осаждаются соли и поверхность становится более матовой. Такой шар становится более заметным в воде. Но матовый налёт на блестящей головке, без проблем, очищается тканью.
На фото 4, на зелёной ткани (имитация обстановки подводных растений) находятся пять грузов: зеркальный бесцветный (а), блестящий чёрный (б), блестящий золотистый (в), золотистый с матовым солевым осадком (г) и свинцовый (д). Что интересно – диаметры грузов почти одинаковые.
Плотность вольфрама очень высока. Сравним: плотность металлического вольфрама 19,3 г/см3 а плотность свинца 11,3 г/см3.
Для грузов редко используется чистый металлический вольфрам. Это очень тугоплавкий, твёрдый и хрупкий материал и его механическая обработка проблематична.
Поэтому, в массовом производстве, заготовки грузов изготавливают методами порошковой металлургии, добавляя к вольфрамовому порошку компоненты, позволяющие "выпекать" готовые изделия при относительно низких температурах. Наличие связующих компонентов, в некоторой мере, снижает плотность грузов. Производители плотность не декларируют. Я пробовал оценивать плотность материалов, которыми сам пользуюсь, чаще всего, она бывает в пределах 17 - 18,5 г/см3. Изредка попадается материал плотностью 14-15 г/см3. На мой взгляд, плотность 17 - 18,5 г/см3 не существенно отличается от плотности металлического вольфрама 19,3 г/см3, поэтому не вижу смысла использовать грузы из чистого вольфрама, которые в несколько раз дороже порошкового, если чистый металлический вольфрам тяжелее порошкового сплава всего на 5 - 7 %.
Благодаря высокой плотности, вольфрамовый груз определённого веса имеет диаметр, меньший, чем диаметр свинцового груза. Визуально, отличия в размерах грузов хорошо заметны.
Главное преимущество высокой плотности можно выразить так: при одинаковых размерах, вольфрамовый груз тяжелее свинцового, больше чем в полтора раза.
Если диаметр груза больше толщины приманки, при движении приманки в воде, груз вносит больше искажений в работу приманки. И визуально, когда мы используем груз, диаметр которого больше диаметра приманки, груз становится более заметным и может настораживать рыбу.
Есть малоизвестный факт. Хотя многие рыболовы об этом догадываются: рыбы с меньшим опасением относятся к приманке которая выглядит, как единый объект, чем к приманке, похожей на два отдельных предмета. Чем больше груз выступает над телом приманки, тем больше он обращает на себя внимание, как второй, посторонний предмет.
Вольфрамовый груз, из-за меньшего размера, меньше заметен, особенно, если приманка прижата к грузу вплотную, в этом заключается его очевидное преимущество.
Гальванические особенности вольфрамовых грузов.
Когда джиговая головка или шарнирный монтаж (груз и крючок) оказываются в воде, между крючком и грузом возникает слабый электрический ток. В воде окружающей головку, также течёт слабый ток. Токи возникают в результате электрохимических реакций, с участием гальванической пары из разных металлов в электролите (вода пресных водоёмов - слабый электролит).
Пока мы ловим на свинцовые головки или со свинцовыми грузами, мы не обращаем внимание на это явление, потому что токи гальванической пары из стали и свинца направлены так, что свинцовый груз медленно разрушается, а стальной крючок остаётся целым. Примерно через час нахождения в воде, на свежем свинцовом грузе появляется налёт из соединений свинца, замедляющий электрохимическую реакцию. Цвет налёта может быть разным, в зависимости от состава примесей в воде (чаще серый), но, как правило, свинцовый груз защищает крючок от коррозии.
В головке, состоящей из вольфрама и дешёвого крючка из углеродистой стали токи бывают бόльшими и текут в обратном направлении. Поэтому, вольфрамовый груз ускоряет разрушение крючка. Крючок ржавеет и становится тупым быстрее, чем такой же крючок в свинцовой головке. Сила токов и скорость разрушения крючка, в некоторой мере, зависят от покрытия груза. Я изучал это явление на примере грузов без покрытия (голый серый вольфрам) и с четырьмя покрытиями наиболее распространённых типов (чёрное, золотистое, хромовое и серебристое) – разница с разными покрытиями есть, но она не велика.
Крючки, не защищённые от коррозии, если их использовать в головках из вольфрама, безнадёжно ржавеют за 3-8 часов. Качественные крючки с покрытием, например, black chrome в микроджиговых головках выдерживают без коррозии не менее суток непрерывной ловли в пресной воде, при отсутствии причин механического износа крючка (ракушка, камни). Головки с крючками бóльших размеров могут прослужить ещё дольше. Ржавчина может появляться на участках крючка с повреждённым покрытием. Чаще ржавеет петля крючка, на которой покрытие повреждено трением об застёжку на шнуре.
Если на вольфрамовой головке после пайки остались следы оловянно-свинцового припоя, припой начинает разрушаться в первую очередь, и за счёт этого, частично предохраняет от разрушения крючок. Впрочем, эффект не настолько полезен, чтобы пачкать головки большими оловянными кляксами.
Что с этим делать... Проблема коррозии не так уж велика. В отношении электрохимических реакций, медь так же «неприятна» для стального крючка, как и вольфрам. И это не очень мешает ловить со льда на мормышки с коронками из медных сплавов.
Если головка собрана на качественном крючке с защитным покрытием, головка может прослужить несколько суток непрерывной ловли. Обычно, мы обрываем головки чаще. Крючку сомнительного качества не место в изящной головке.
Крючки из нержавеющей стали и крючки с хромовым блестящим покрытием служат, в паре с вольфрамом, ещё дольше. Всё, что от нас требуется для поддержания головок в состоянии, пригодном для ловли - хранить их в сухой коробке и перед упаковкой в коробку снимать с них мягкие приманки. Т.е. нужно хранить их так же, как мормышки с медными коронками.
Инженерных решений проблемы коррозии крючка в мормышке и джиговой головке достаточно много. Существуют различные способы снизить интенсивность гальванических явлений, свести их практически до нуля, даже если крючки сделаны из простой пружинной проволоки. Хотя, проще всего, использовать хороший крючок.
Скорее всего, первыми серийный выпуск головок и грузов освоят те же производители, которые делают мормышки. Будем надеяться, что в их разработке и производстве примут участие грамотные инженеры и предприниматели, уважающие свою торговую марку.
К сожалению, очень немногие производители мормышек изготавливают их с умом и на совесть. Товара может быть много, а качественные снасти остаются в дефиците.
Я не берусь описывать тонкости технологий изготовления мормышек и головок с повышенной устойчивостью к коррозии. Во-первых, эта статья о том, как использовать вольфрамовые головки, а не о том, как организовать их производство. Во-вторых, понимаю, что любое техническое решение может быть доведено до абсурда безответственными исполнителями или организаторами производства.
Например, один из разумных вариантов защиты крючка от коррозии в производстве вольфрамовых мормышек: сначала к грузу припаивают крючок, а потом на всю мормышку наносится одинаковое гальваническое покрытие. На первый взгляд, хорошая идея.
Однако, зачастую, крючки дешёвые и тупые, гальваническая обработка производится с нарушениями технологии и наносится слишком толстый слой покрытия. В итоге, мормышка получается дорогая и красивая, но паршивая, по сути. Покрытие делает крючок ещё более тупым, чем он был. Рыболов пытается заточить крючок и снимает защитное покрытие на его острие. В результате, снова образуется гальванческая пара и вся поверхность мормышки вступает в электрохимическую реакцию с заточенным остриём крючка. В результате электрохимических реакций, заточенное жало становится тупым гораздо быстрее, чем было бы совсем без покрытия.
Фото 5 иллюстрирует описанные процессы. Крючок и головки находились в тарелке с водой из крана 8 часов, а- посредственный джиговый крючок №8 без груза; б- тот же крючок в свинцовой головке; в- тот же крючок в вольфрамовой головке. Картина мрачная.
Но есть вариант г- вольфрамовая головка с японским крючком (покрытие black chrome) - №8 ржавчины не наблюдаем, я держал эту головку в воде ещё два дня – никакой ржавчины не возникло.
С вольфрамовыми грузами, например, "чебурашками" проблем ещё меньше. Мы можем использовать любые крючки и заменять их, по мере коррозии и механического износа. Крючок намного дешевле вольфрамового груза. Поэтому, проблема коррозии для шарнирных монтажей не существенна.
Если петельки грузов сделаны из нержавеющей проволоки, груз будет служить до тех пор, пока не будет утерян.
На фото 6 можно увидеть, что разные сорта проволоки, в контакте с грузами из свинца и вольфрама ржавеют с разной скоростью (8 часов в воде): а - пружинная углеродистая сталь и свинцовый груз; б- та же проволока и вольфрам с золотистым покрытием.
Вариант в - вольфрамовый груз и подходящая нержавеющая проволока. За следующие два дня признаков коррозии не обнаружил.
Как электрохимические реакции могут повлиять на клёв.
Люди живут на суше, в воздушной среде. Воздух - изолятор. Поэтому, у человека нет специальных органов чувств для восприятия слабых электрических токов.
Вода, в которой живут рыбы, проводит электрический ток. Боковая линия рыб обеспечивает чувствительность рыб к вибрациям воды. В боковой линии многих рыб, кроме рецепторов, чувствительных к вибрациям, есть электрорецепторы, чувствительные к электрическому току. Это помогает рыбам находить пищу, потому что живые существа создают в воде слабые постоянные и переменные электрические поля.
Мне не удалось найти подробную информацию о том, у каких рыб, представляющих интерес для спиннингистов, есть такие электрорецепторы. Но слабые электрические токи могут восприниматься не только специальными рецепторами. Например, человек чувствует большие электрические токи любой частью тела, а язык позволяет почувствовать слабые токи, сила которых исчисляется долями микроампера и считанными микроамперами.
В этом легко убедиться. Нужны два предмета из разных металлов. Например, алюминиевая ложка и кусок медного провода. Если взять эти предметы руками и прикоснуться ими к языку, не соединяя друг с другом, мы почти не почувствуем их вкус. Когда мы соединим металлические предметы между собой, через язык пойдёт слабый электрический ток, можно почувствать вкус металла.
Вероятно, рыбы, наделённые электрическим органом чувств, ощущают слабые электрические токи гораздо лучше нас и легко определяют положение слабых источников тока. В том числе, они должны хорошо чувствовать электрические токи между крючком и грузом.
Вольфрамовые головки отличаются от свинцовых направлением тока, не исключено, что это играет свою роль в клёве рыбы. Когда вольфрамовый груз «чебурашка» оснащён петлёй из простой углеродистой проволоки, сила тока может быть намного бόльшей.
В какой мере направление тока влияет определяет уловистость вольфрамовых головок? - не могу утверждать, «собака зарыта» именно здесь.
Но напрашивается параллель. Сопоставим два факта. С одной стороны, медные блёсны, по какой-то причине уловистее стальных, и производители снастей, уважающие свою марку и рыболовов, делают блёсны из меди и её сплавов. С другой, в гальванической паре медь - железо, токи текут в том же направлении, как в гальванической паре вольфрам – железо... Такое совпадение кажется интересным.
Возможно, существует разница во вкусовых ощущениях, вызываемых у рыб вольфрамовыми и свинцовыми головками. В результате электрохимических реакций, свинцовые головки выделяют в воду соединения свинца, а вольфрамовые головки выделяют соединения железа и/или хрома, никеля. Предполагаю, что рыб вкус или запах соединений железа отпугивает рыб меньшей степени, чем вкус соединений свинца.
Хотелось бы остудить полёт фантазии тех, кому пришла мысль оснастить приманки батарейками. Лёгкий запах дыма от ветчины бывает приятным, а если подышать в коптильном тоннеле, аппетит пропадёт надолго. Положительного эффекта не будет, а вспоминать о батарейках будет стыдно.
Итого
Мы обсудили гальванические явления, которые могут ускорять коррозию дешёвых крючков, но, видимо, неплохо влияют на клёв. Убедились, что крючкам высокого качества вольфрам не вредит. Груз-чебурашка (ушастик), оснащённый петлями из нержавеющей проволоки, не ржавеет и даже устойчивей к коррозии, чем свинцовый груз с петлями из простой пружинной проволоки.
Обсудили, почему грузы и головки с блестящим покрытием не вызывают большой настороженности у рыб.
Высокая плотность вольфрама позволяет уменьшить размеры грузов по сравнению со свинцовыми при их одинаковом весе. Поэтому вольфрамовый груз, визуально, меньше заметен рядом с приманкой.
Твёрдость вольфрама влияет на звук удара груза по твёрдому дну (ракушка, камень), и это может повлиять на клёв.
Я не уверен, что обратил внимание на все важные отличия вольфрамовых грузов от свинцовых. Чтобы знать наверняка главную причину привлекательности вольфрамовых грузов для рыбы, нужно на какое-то время, самому стать рыбой. У меня, по этому поводу, вопросов больше, чем ответов.
Моё мнение о свойствах вольфрама, мои наблюдения и выводы можно считать субъективным. Было бы интересно узнать мнения других людей о свойствах вольфрама, в применении к ловле спиннингом.
Вольфрамовые грузы и головки – «опции» джигового оснащения. В ловле спиннингом главное не «волшебные» головки и приманки, а руки рыболова. Но опции помогают тем, кто ищет новые возможности, так же, как помогают «съедобные» приманки, аттрактанты т.п. Надеюсь, кому-то было интересно узнать о тех свойствах вольфрама, которые не заметны на первый взгляд.