Вот и наш экипаж вернулся из Норвегии, вернулся удачно, спасибо, Sergey, за напутствие. Да, нелегко писать после обилия сейландских материалов и впечатлений, но , попробую. В этом году наша поездка постоянно находилась под вопросом по разным-всяким причинам, но, в конце концов она всё-таки сложилась, причём совершенно неожиданно нам дали аппартаменты в Торсваге, это остров Ванной, излюбленное палтусовое место немцев. Обычно места там резервируют сразу же по окончании рыбалки, и нам ранее накануне летнего сезона ни разу не удавалось туда пробиться. В этом году повезло, но в экипаже произошла вынужденная замена, однако - поехали! Поехали проторённым путём - через Хельсинки, до Рованиеми поездом, специально переночевали в Тромсё в гостинице, чтобы на следующий день приехать к означенному для заселения часу и сразу выйти в море. Получилось всё, кроме выхода в море. Если раньше нас преследовала непогода ( ветер, конечно), то теперь нас не выпускали в море из-за тумана. Видимость была такой, что проще сказать, что её не было. И условия выхода - прихода тоже регламентировались - с 6-00 до 22-00 днём, а позже - только два катера вместе и по разрешению хозяйки базы. При уходе в море и по приходу из моря обязательно надо было посылать SMS с указанием номера катера. Таковы были особенности этого местопроживания. В этот же день с нами провели ознакомление с катером, которое выглядело так: немец Стефан (сотрудник базы) отчалил, прокатил до выхода из бухты до фарватера, обозначенного торчащими из воды палками, вернулся, причалил, показал след на картплоттере, поставил точки с халибутом, треской, зубаткой и пожелал удачи. Аппартаменты представляют из себя трёхкомнатные номера гостиничного типа со всеми удобствами на четверых, в ТВ была куча Российских спутниковых каналов, ну, и запад весь присутствовал. В этом плане всё более-менее соответствовало уже сложившимся каким-то представлениям о норвежском сервисе, но туман... Обитатели всех 8-и аппартаментов (мы,немцы, поляки и датчане) толклись в оффисе-магазине рыб. принадлежностей - баре с халявным кофе каждый день в одном помещении и ждали у моря погоды. В первый день не дождались. Ночью ( по времени, не по светилу) стихийно, но регулярно проверялось наличие тумана - он был... Состояние души - мерзопакостное, всё сделано нами для выхода в море, и вот на тебе...
На следующий день после позднего завтрака неожиданно наступило прояснение, и флот дружно повалил в море. И мы тоже. Прокатились по некоторым точкам, указанным Стефаном, кроме трески, и,конечно, менька, ничего не было. Да и трески было маловато. Начали искать банки глубиной 40-60 м и тормозить на них. Нарвались на мелкую сайду.
Когда у меня на пилькер села сайдочка около дна, я поднял её на 3-4 м выше и притормозил. Не зря. Поклёвку палтуса ни с чем не спутать - мощный загиб и после засечки разматывание шнура. Поборолись, подняли, домашнее взвешивание показало 19,3. Ну, хоть так...
И всюду нас сопровождали чайки, которые с дикими криками и драками бились за выбрасываемую нами рыбу - покоцанных живцов, меньков.
А потом началась ежедневная тяжёлая работа по названию "рыбалка" - выход в море, ловля, обработка, ужин, спать, спать-почти всегда получалось не ранее 2 ночи по нашему времени. Был ещё раз туман до половины дня, народ изнемог от безделья, а потом опять как рукой приподняло занавес -и пошли...В один из дней туман накрыл нас в море, а уходили мы на 15-20 км в открытое море, шли по навигатору, но отверстие поигрывало - на маршруте было полно выходящих на опасно малую глубину островков и камней. И всё время присутствовала мысль: а вдруг что-то с картплоттером? Был свой жопс, но аккумуляторы, конечно, сели. Добрались. Потом ловили потихоньку, поймали ещё одного палтусика ок. 8 кг, и был обидный сход крупного экземпляра - клюнул на мелкую тресковую оснастку, не понял, что это не для него, ну, ушёл...
И в который раз убеждаюсь, что места надо знать.
В первый рыболовный день приехали норвеги ловить рыбу (когда туман поднялся). Вечером они привезли четырёх палтусов от 12 до 34 кг, крупную треску и сайду. Как они обрабатывали рыбу и паковали её - это песня...Все филейные куски были строго в размер, упакованы герметично и с запиской внутри упаковки. Когда наш новый член экипажа , впервые приехавший в Норвегию, увидел, что норвеги выбрасывают в отходы, у него буквально отвисла челюсть - мало того,что оставляют только филе, так ещё и с вырезом всяких кромок и шкурки. Ещё один нюанс, кровавый. Норвеги пойманной рыбе сразу перерезают горло - успокаивают и мясо при разделке совершенно белое, не окрашенное. По другому они не могут.
Это норвеги. А были ещё молодые немцы, которые каждый день привозили около десятка сайд, таких сайд мы ранее просто не видели - длиною более метра и весом минимум 12 кг каждая, как и где они их промышляли - загадка, при попытках заговорить махали в сторону моря - там....
Палтусы тоже были практически каждый день, но не сказать, что ловили одни и те же - выстреливало то у одних, то у других. В последний день поляки привезли 45 кг-ммового палтуса. Да, место очень интересное, но не дешёвое и требующее вдумчивого освоения. Ну, а как оно пойдёт?
Возвращались мы побыстрее - сразу в Рованиеми, поезд в Хельсинки,паром в Таллинн.
А вот и не наш паром.
И скорей, скорей домой!
Но! Из Таллинна выезжали на Пярнусское шоссе целый час - сплошная пробка в 16-00.